avatar
Куч
1984.09
Рейтинг
+846.65

Гулчехра Хашимова

Мақолалар

Навоий ва Кошифий (давоми)

Блог им. 307guldu

Кошифийга катта шуҳрат келтирган асари “Ахлоқи Мухсиний” бўлиб, у 1495 йилда яратилган. Асар Султон Хусайн (Бойқаро)нинг ўғли, темурийлар шоҳзодаси Марв ҳукмдори Мухсинга бағишланган. “Ахлоқи Мухсиний”нинг бир неча нусхаси Ўзбекистон Фанлар академияси Абу Райҳон Беруний номидаги Шарқшунослик институтининг қўлёзмалар фондида (3022, 2036, 2051, 13430, 4826, 3021 рақамли) сақланмоқда.


 



Навоий ва Кошифий

Блог им. 307guldu

Навоий эпик ва лирик, илмий ва тарихий асарлар ижодкори бўлибгина қолмай, буюк тазкиранавис ҳамдир. “Мажолис ун-нафоис” асарининг Абдуллах Қобулнинг “Тазкират ат-таворих”, Ҳасан Нисорийнинг “Музаккир ул-аҳбоб”, Сом Мирзонинг “Туҳфаи Сомий”, Фазлийнинг “Мажмуат уш-шоирон”, Табибийнинг “Мажмуат уш-шуаройи Ферузшоҳи” номли тазкираларининг вужудга келишида катта таъсири бўлганлиги шубҳасиздир. “Мажолис ун-нафоис” бизга номи маълум бўлмаган кўплаб шоирлар ижоди ҳақида қимматли маълумотлар беради. Бундан ташқари, унда буюк мутафаккирнинг моддий ва маънавий ёрдами билан вояга етган, унинг ижод мактабидан сабоқ олган шоиру фозилларга баҳо берилганини ҳам кўрамиз.


 



Актриса билан учрашув ўтказилди

Обод турмуш - жамият пойдевори
Жамият

Муҳтарам Президентимиз 2013 йилни “Обод турмуш йили” деб эълон қилгани муносабати билан турли хил тадбирлар  ўтказилмоқда. Хусусан, Гулистон давлат университети талабалари, ўқитувчилари олийгоҳ ҳудудида ободонлаштириш ва кўкаламзорлаштириш ишларини намунали олиб боришмоқда.


 



Нурота-Сирдарё вилоятидаги энг йирик маданий ёдгорлик (давоми)

Блог им. 307guldu

Илк араб сайёҳларидан Ибн Хурдодбех 885 йилда Зоминдан Ховос орқали Хушкатга борувчи йўл ҳақида  ёзади. Аммо шаҳар номини қайд этмайди. “Зоминдан Ховосгача чўл бўйлаб  7 фарсах, Ховосдан аш-Шош дарёсигача тўққиз фарсах. Кейин Банокатга кўприк орқали ўтилади.” Мана шу ерда шаҳар ва унинг номи йўқолади.  Ибн Хурдодбехнинг бизгача етиб келмаган илк ишидан фойдаланган Абу-л-Фидо бу шаҳарнинг номини билиб олишимизга ёрдам беради. У Хурдодбехдан қуйидагиларни олиб ёзади “ Ховосдан Хушкатгача чўл орқали 7 фарсах, Хушкат аш-Шош дарёси қирғоғида жойлашган.”  Мирзачўл  орқали ўтган бу тўғри йўл кўчманчиларга тегишли ҳудуд, оралиқ манзилгоҳларсиз ҳар доим ҳам фойдаланилмаган ҳамда узоқ яшамаган.  Кейинги давр Х аср сайёҳлари нима сабабдандир шаҳарни умуман эсга олишмайди ва карвон йўллари йўналишида ўзгариш сабабли у ўзининг аҳамиятини йўқотади. Нуротанинг Х асрга тегишли материаллари шаҳарнинг бутун ҳудудида учрайди. Илк даврга оидлари шимолий қисмидан топилади. Бу даврда хушкатлик кулоллар Шош кулолчилигига хос характерли хусусиятларни ўзлаштириб олганлиги кўзга ташланади.


 



Нурота-Сирдарё вилоятидаги энг йирик маданий ёдгорлик

Сирдарё ўз тарихига эга воҳа

                                    


1987 йилда таниқли олим А. Грицина раҳбарлигидаги археологларнинг кичик гуруҳи Сайхунобод туманидаги Нурота шаҳар ёдгорлигини тадқиқ этишга киришади. Қирқ гектар майдонни ташкил этган шаҳар Мирзачўлдаги энг катта археологик ёдгорлик эди. Ховос ҳам у билан беллаша олмасди.


 



Хотира турнири

Гулистон давлат университети
Илм-фан

Гулистон давлат университетидаги 5 та факультетда 315 нафар ўқитувчилар 3962 нафар талабаларга таълим–тарбия берадилар. 6 нафар фан доктори 87 нафар фан номзодлари 150 нафардан ортиқ катта ўқитувчилар, 100 нафардан ортиқ стажёр ўқитувчилар илмий тадқиқот билан шуғулланадилар.


 


 



Талабаларнинг мустақил фикрлаши

Блог им. 307guldu

Маълумки, ҳозирги кунда таълим соҳасидаги энг долзарб муаммо ва масалалардан бири бу талаба-ёшларнинг мустақил фикрлашидир. Ҳозир биз ХХI — ахборот технологиялар асрида яшаётган эканмиз, таълим сифати ҳам шунга яраша етишиб чиқаётган ёш кадрлар  ҳам бугунги кун замон талабларига жавоб бера оладиган бўлишлари зарур.


 



Педагогик-психологик ҳамкорлик-давр талаби

Блог им. 307guldu

Яқинда Гулистон шаҳридаги 8-умумтаълим мактабида «Педагогика ва психология» кафедраси профессор-ўқитувчилари билан ҳамкорликда «Мустақил фикрлайдиган, мустаҳкам эътиқодга эга бўлган ёш авлодни тарбиялашнинг маънавий-ахлоқий асослари» мавзусида ташкил этилган тадбир жуда қизғин ўтди. Тадбирни мактаб директори Барно Шодмонқулова очиб, мавзу юзасидан батафсил тўхталди ва бу борада педагогик жамоанинг олиб бораётган ишлари хусусида маълумот берди. У сўзини якунларкан, ўтказилаётган суҳбатлар давомида «Педагогика ва психология» кафедраси ўқитувчилари билан фикр алмашиш, таълим-тарбия жараёнидаги айрим муаммоларни биргаликда муҳокама қилишни таклиф этди.


 



Универсиада-2013

Гулистон давлат университети
Илм-фан

Ўзбекистон Президенти И.Каримовнинг ташаббуслари билан таълим тизимида мактаб ўқувчилари учун “Умид ниҳоллари”, Касб-ҳунар коллеж, лицей ўқувчилари учун “Баркамол авлод”, олий ўқув юртлари талабалари учун “Универсиада” спорт мусобақалари ташкил этилган.


 



Амир Темур маънавияти

Гулистон давлат университети
Илм-фан

    Гулистон давлат университети катта фаоллар залида буюк саркарда ва давлат арбоби Амир Темур таваллудининг 677 йиллигига бағишланган “Амир Темур маънавияти” мавзусида илмий-амалий семинар бўлиб ўтди. 


 



Тил ўрганиш - давр талаби

Блог им. 307guldu

Замон шиддат билан тараққий этмоқда. Одамлар ҳам тараққиёт билан ҳамнафас яшашлари шарт. Шу нуқтаи назардан биз замон талаби, дея таъриф берган чет тилларни ўрганиш ҳар биримиз учун муҳим жиҳатлардан биридир.Чет тилларни ўқитишда кадрлар салоҳияти муҳим ахамият касб этади. Ўз фанини чуқур биладиган, изланувчан, тажрибали ўқитувчилардан таълим олган ўқитувчиларнинг, билим даражаси юқори бўлиши ҳаммага бирдек маълум. Демак, нафақат кадрлар сонига, балки сифатига нисбатан ҳам талаб ошади.


 



Маънавият куни

Гулистон давлат университети
Илм-фан

Университетда ҳар бир “Маънавият куни” учун алоҳида – алоҳида сценарий тайёрланади. Сценари асосида университетдаги барча факультетлар талабалари қамраб олинади. 


 



“Китобхонлар байрами” маданий – маърифий танлови

Гулистон давлат университети
Илм-фан

Ўзбекистон Республикаси Олий ва ўрта махсус таълим вазирлиги, Ўзбекистон Ёзувчилар уюшмаси, Ўзбекистон “Камолот” ЁИҲ Марказий Кенгаши, Алишер Навоий номидаги Ўзбекистон Миллий кутубхонасининг қўшма қорори асосида ташкил этилган “Китобхонлар байрами” тадбирини ўтказиш бўйича университетда 12 банддан иборат 2013 йил 12 мартдаги 50-0-сонли  буйруғи қабул қилинди. Кўрик танловни ўтказувчи масъуллардан иборат 18 кишилик  ташкилий қўмита тузилди, амалга ошириладиган чора – тадбирлар ишлаб чиқилди.


 



Фахруддин Али Сафий маънавияти хусусида

Фахруддин Али Сафий

Ўтмишнинг улуғ мутафаккирлари ҳаёт йўли, илмий мероси ва дунёқарашини ўрганиш ва тарғиб қилиш давримизнинг энг долзарб масалаларидандир. Зеро, Президентимиз таъкидлаганларидек, “… заминимизда яшаб ўтган буюк алломаларимиз, мутафаккир боболаримизнинг ибратли ҳаёти ва фаолияти, бемисл илмий-ижодий кашфиётлари бугун ҳам жаҳон аҳлини ҳайратга солаётганини ғурур билан таъкидлаш лозим”.


 



Али Сафий меросида билиш масалалари

Фахруддин Али Сафий

XIV-XV асрлар халқимиз маданияти ва маънавияти тарихида чуқур из қолдирган давр ҳисобланади. Хусусан, халқимиз маънавиятининг шаклланишида беқиёс из қолдирган тасаввуф  ва унинг тариқатлари ҳам худди шу даврда анча кенг қулоч ёзди, оммалашди ҳамда унинг вакиллари ижтимоий-сиёсий ҳаётда фаол иштирок эта бошладилар. Тасаввуф тариқатлари етакчиларининг таълимотларида борлиқ ва билиш муаммоларини тадқиқ этишда илдам қадамлар ташланди. Бу даврнинг кўзга кўринган вакили Хожа Аҳрор Валий, унинг ҳаёт йўли ва таълимотини тўлиқ баён этиб берган, шайхнинг содиқ муриди ва издоши, даврининг етук олимларидан бири Фахруддин Али Сафийдир.


 



Исследование процесса формирования и развития государственности Мирзы Бабура

Блог им. 307guldu

В источниках, специальной научно-популярной литературе о Ферганском государстве Мирзы Бабура  много и часто говорится о восшествии  Бабура на престол Ферганы, о том, что как государственный строй, организации и управления были созданы и задействованы им и с какого  времени Бабур фактически начал терять свою лигитимную власть в Фергане.


Даже в таком первом из обобщающих трудов отечественных историков-исследователей общественно-политического и литературно-художественного наследия Мирзы Бабура в работе проф.С.Азимджановой  «Государство Бабура в Кабуле и Индии» (М.:1977 г.), в качестве обобщающей позиции выдвинута мысль о том, что Мирзе Бабуру не удалось укрепить свою власть в Фергане и построить самостоятельное государство, это ему удалось лишь в Кабуле и в Индии.


В специальных монографических эссе-исследованиях проф. Сайфиддина Джалилова «Ферганское государство Бабура» (Т.: 1995 г.) и «Бабур и Юлий Цезарь» (Т.: 2001 г.), хотя как будто речь идет о Ферганском государстве Бабура, особенно в первой, специально освещаются проблемы политического, государственного строя (IIглава), но все же в концептуально-методологическом плане Бабур рассматривается как неудачный наследник Ферганского улуса, который был вынужден оставить Фергану и обосновать свое государство в Кабуле и далее, в Индии.


К тому же первичные источники, прежде всего и сам Бабур, свидетельствует в пользу вышеизложенного концептуально-методологического подхода.  Бабур пишет: «Ушбу тарихқача Темурбекнинг авлодини бовужуди салтанат мирзо дерлар эди, ушбу навбат буюрдумким, мени подшоҳ дегайлар». (Имеется в виду 13 май 1507 г.)


Мы здесь специально приводим узбекский оригинал текста, поскольку два авторитетных переводчика, исследователи как проф. Р.Арат, так и М.Салье не сумели точно, адекватно передать содержание, смысл приведеннего  утверждения Бабура. М.Салье полностью исказил, указанный оригинальный текст в следующем виде: «До той поры потомки Тимура, хотя я обладал царской властью, называли меня  «Мирза». Теперь я приказал  величать себя «Падишахом». В турецком переводе или по небрежности редакционного набора или по какой-то другой причине получается не совсем связанный, внятный, так сказать литературный текст.


По нему получается, что поскольку другие темуриды его (т.е. Бабура)  называли «Мирза», хотя он и обладал царской властью, как будто из-за этого, как бы протестуя против такой дискирминации со стороны своих сородичей, Бабур приказал его величать «Падишахом». Тогда как, по нашему глубокому убеждению содержание указанного текста оригинала, утверждение Бабура должно означать следующее: «До сего времени истории потомков Темурбека было принято называть «Империей Мирз», с этого момента по своему величающему повелению я приказал, чтобы  называли меня «Падишахом» (т.е. Царем).


По традиции введенной самим Амиром Темуром царевичей-темуридов скромно называли «Мирзо»  (т.е. секретарь, писец, помощник-верховодящий всеми делами). Даже сам Амир Темур, проявляя неприятие  к пышным титулам вроде «Сахибкиран» и  многих других, во всех своих приказах, письмах, ярлыках, нишанах обычно и беспрекословно подписывался «Темур Бек сўзимиз» (наше слово Темур Бека). Так что, каких-то  неудобств, тем более дискирминации, при всем желании даже самого Бабура, он не мог испытывать. К тому же, в тексте оригинала такого утверждения попросту нет. Как турецкий переводчик проф. Р.Арат,  так и русский переводчик адекватно не узрели логический и категориальный смысл утверждений Бабура. М.Салье исказил текст, так сказать придал персонально нацеленный и не нужный критицизм содержанию утверждения Бабура.


И только современное узбекское толкование П.Шамсиева передает идентичное, адекватное содержание текста, на основе которого мы и даем адекватный русский перевод. Из нашего русского перевода текста утверждения Бабура становится ясным и понятным тот поворотный момент эволюции государственно-политических его взглядов, который отразился в содержании, контексте приводимого его утверждения.


Из текста Бабура видно, что по традиции, идущей от самого Амира Темура государство темуридов называлось «Салтанатом Мирзо» (т.е. империей Мирзей), а не хаканов, или ханов, как это имело место до этого.


Но, ко времени обоснования Бабуром своего государства в Кабуле, кризис политической, административной  системы, наследственной власти, особенно военно-политическая система темуридов, привел к тому, что темуридское государство уже потеряло силу и мощь военно-политической, наследственной власти на исконных своих территориях и вынуждена была уступить бразды власти, управления шайбанидам.


Несмотря на свои многочисленные и не очень успешные попытки спасти хотя бы островок бывшего могущественного темуридского государства как отдельно своими усилиями, так и в союзе с другими темуридами, потерпев фиаско в этой борьбе и  будучи  вынужденным обосновать совершенно новое, более конгломератное государство в Кабуле, Бабур уже не видел смысла и энтузиазма и дальше продолжать именовать себя «Эмиром-мирзей», тем самым отмеживался и от очевидных ошибок, просчетов темуридов в борьбе против шайбанидов. И поэтому, в качестве новой государственной идеи и политической харизмы, приказал именовать себя  «Падишахом» (т. е. Царем).


Однако, из нашего вышеприведенного анализа не вытекает то, что темуридскую империю по традиции называли «бовужуди салтанати Мирзо», т.е. империей Мирзей, а всю темуридскую империю, улус не следует назвать самостоятельным, суверенным государством. Ибо, это было не государством обычного типа, а государством-империей, состоящей из ряда самостоятельных улусов, на правах удельно-феодального, военно-ленного владения, водно-земельными и другим недвижимым имуществом. По законам феодального, военно-ленного владения в свою очередь отдельный улус мог бы еще при жизни непосредственного владетеля, эти владения поделить между владельцем  и его сыновьями, наследниками и имевшими перед ним особую заслугу в построении, защите этого улуса великих эмиров, наибов и др.


Возникает вопрос владел ли Мирзо Бабур в период с 1494 по 1505-1507 гг. государственной властью на территории Ферганы?! Ферганский улус еще во времена Абу Саъид Мирзы (1450-1469) был выделен и в качестве суюргола был отдан престол Умар Шайх Мирзе. Наследник на законных основаниях вступил на должность хукмдор (т.е. властителя, царя, правителя). При этом вступил, строго следуя правилам престолонаследования, с возведением его на шахский трон, прочтением официальной хутбы на его имя с объявлением на всей территории Ферганского улуса. Более того, в ходе церемонии, государственный аппарат правления, стольные и провинциальные структуры, финансы, казна, налоги плавно, но мирным путем перешли в распоряжение Бабура. Вся территория, начиная с Ура-Тепы, Ходженда, Исфары и кончая Ош-Узгендом и Андижаном беспрекословно признали власть Бабура. Конечно, в соответствии с военно-ленным, родовым соперничеством и в результате интриг могущественных Султан Ахмад Мирзы и Султан Махмудхана, которые имели как бы более высокие сановные права в разветвленной сети распределения государственной власти, чем Умар Шайх, а затем его сын Бабур, вмешивались в дела Ферганы, с одной стороны, по вопросу о признании Ура-Тепы, Ходженда, Ташкента, Сайрама, Чимкента и включения их в состав Ферганского Улуса или его не  признании, что часто являлось причиной напряженных отношений. С другой стороны, влиятельные беки, эмиры, опять же находящиеся под протекцией вышеназванных ханов, все время организовывали интриги против Бабура в пользу его младших братьев Жахангир Мирзы, Носир Мирзы, с тем, чтобы в случае удачи разделить с ними удельную власть и т.д.


То есть, внутренняя структура, положение Ферганского государство не отличалось особой устойчивостью и стабильностью. Но, несмотря на такое  неустойчивое положение Диван — т.е. госаппарат Ферганского государства, начал исправно работать, собирать налоги, обеспечивать нормальную работу государственного и военного аппарата, отражая различного рода прессинги враждебных сил на Фергану (т.е. успешное решение вопроса о Танбале, его братьев, «проблему Абу Бакра» или попытки вторжения, вмешательства в дела Ферганы со стороны Султана Ахмада Мирзы, Султана Махмудхана и др.).


То есть, можно было убедиться в том, что Ферганское государство Бабура, успешно решая и налаживая внутренние проблемы, переходило к решению более или менее успешно своих внешние проблем внешней политики, как с Монголией, так и более старшими, влиятельными и могущественными темуридами.


В результате, как свидетельствуют сообщения из Бабурнаме, сразу после возведения на престол, он начал получать признание у своих темуридских сородичей, принимать их специальных посланников, регалией, подтверждающие его суверенного государства, а так же самостоятельные посольства.


С другой стороны, как полноценный субъект международных, региональных отношений бабурское государство, входя в союз с другими темуридскими государствами, начал претендовать на Самаркандский престол, с тем, что бы в случае большой удачи иметь статус самого верховного темурида, обладателя центральным правительством. Начал выполнять даже некоторые объязанности гаранта торгово-экономических отношений, между темуридами и  Китаем.


Если датой появления Ферганского государства считать примерно 1463 год-год вступления на престол Умара Шайха Мирзы, и что это государство на законных основаниях, так сказать легитимно, был унаследован в 1494 году Мирза Бабуром, государство которое перестает существовать в связи с уходом Мирзо Бабура сначала в Хисар, затем в Хорасан после 1506-1507 гг., а так же в связи с молниеносным завоеванием Шейбаниханом всей Центральной Азии, в том числе Ферганы, то можно утверждать, с определенной дозой условности, — Ферганское темуридское государство Умара Шайха Мирзы и Бабура Мирзы как самостоятельное государство просуществовало с 1463 по 1507 гг., т.е. более 40 лет. Это действительно по сути и назначено было темуридским самостоятельным государством, «Улусом».


Как в «Бабурнаме», так и в других источниках собран огромный эмпирический материал по экономическому, государственно-политическому строю, военной организации по административному, гражданскому, наследственному праву, социальной политике, идеологии и т.д.


Политологическое исследование обобщения, анализ и выводы особенно по вышеперечисленным проблемам, так же как и всей системы социально-политических взглядов деятельности Мирзы Бабура, основных этапов эволюции и их развития, особенно инновационных аспектов политической культуры, политических взглядов, деятельности Бабура может дать много нового не только по проблемам развития политических процессов, течений и учений в условиях средневековья в регионе, но и по тому как редуцировать реальное историческое становление и развитие конкретных форм современной национальной государственности во всех Центрально- Азиатских независимых государствах.


Здесь особенно ценным, могут выступать те инновационные аспекты политической культуры Мирзы Бабура и его государства, в соответствии с которым даже сегодня можно попасть в весьма удивительное, поучительное положение. Например, поиски Мирзы Бабура найти себе союзника не в суннитских регионах, а в ши'итских или даже в неисламских регионах; его попытки иметь враспоряжении своей армии новых видов вооружения и получение этих вооружения от португальцев как через сефевидов, так и непосредственно, через Хурмуздские порты; его попытки организовать речной и морской военные флоты; применить новые вооружения на всех составных уровнях сухопутных войск; организовать производство и применения на месте, в ходе действующей армии. Наконец, Мирзо Бобур, наряду со своим прадедом Амиром Темуром, стоял у истоков современной международной политики, международных стандартов, финансовых и правовых гарантий, взаимопомощи и взаимовыгодности; межэтнической, межконфессиональной толерантности нацеленных напостепенное обновление основных, фундаментальных  принципов  внешней  политики.


 


Гафуров Б.А.


Гулистанский государственный университет


 


         Ушбу мақола Гул ДУ Ахборотномасининг 2010 йил № 4 сонида эълон қилинган. 53-57 бетлар.


 


 


 


 


 


 


 


 

Нақшбандия таълимотида комил инсон талқини

Блог им. 307guldu

«Биз комил инсон тарбиясини давлат сиёсатининг устивор соҳаси деб эълон қилганмиз. Комил инсон деганда биз, аввало, онги юксак, мустақил фикрлайоладиган, ҳулқ-атвори билан ўзгаларга ибрат бўладиган билимли, маърифатли кишиларни тушунамиз».


 И.Каримов